Дворовой

Дворовой

Если в доме хозяйничает домовой, то во дворе живет дворовой. Иногда это одно и тоже. Дворовой нрава сурового, но заботлив к скотине и, особенно к лошадям. По ночам расчесывает им гриву или наоборот - косматит. Но дворовой очень не любит когда его поправляют - так лошадь и ходит весь день с колтуном в гриве.

Еще дворовой очень не любит сквернословия. Считалось, что дворовой живет либо в сеннике, либо в яслях. Без дворового жить было нельзя, а увидеть его можно было только в 12 часов ночи. При этом если он окажется голым, то необходимо бросить ему чем-либо укрыться, а, если одетым - молча отойти. Символом дворового считалась мохнатая пушистая елочка, или сосновый веник. Их часто вешали во дворе.

Дворовой был похож на хозяина, если хозяин менялся, то тогда менялся и дворовой. Существовал обряд развода дворовых: брали ковригу хлеба, можжевельник, песок и богоявленскую свечку. Свечку втыкали в ковригу и зажигали. Обходили три раза вокруг двора, останавливаясь перед воротами и призывая: "чужой дворовой со двора долой, а наш дворовой просим милости домой".

Во дворе перед нашестом (или на нашесте) обычно висел куриный бог, существовала несколько видов куриного бога: горшок без дна и стоптанный лапоть или два лаптя, висящие по краям нашеста, предмет из глины, внешне напоминающий неолитический топор, камешки с дырочкой, глиняный горшок без дна, полено с выдолбленным углублением для ладана, деревянный истукан без рук, лапоть с вложенными крестообразными соломинками, медвежья лапа.

Иногда на нашест навешивали много лаптей - войдет человек с плохим глазом, увидит кучу лаптей и на них остановится. Эту кучу считали оберегом. Самая распространенная форма куриного бога - камень с дырочкой, лапоть или лапоть с разбитым горшком.

Лапоть вообще часто встречается в обрядах. В лапте окуривали, перевозили домового, стариков хоронили в старых лаптях. Лапоть - отголосок язычества, но на нем кресты - переплетение лыка, значит, он сгодится и для христианских обрядов.

Культ битого горшка идет от преклонения перед находками стоянок первобытных людей. Отсюда и куриный бог в виде неолитического топора. Битье горшков происходило и на свадьбе. В этом случае битые горшки связываются с сексуальными процессами, которые играют особенно большую роль на птичнике (петух должен непрестанно топтать кур). Осиное гнездо считали овечьим богом.

Двоеверие прослеживается и в обряде окуривания коров. Вначале окуривали в лапте, затем кадильницей с крестиком, иногда при окуривании из лаптя соскабливают стружки с четырех углов стола, мох из четырех углов избы, по волоску то каждого домочадца (но тайно), если домочадец отсутствует, то берут мех с его шубы. Все это вместе кладут в лапоть, прибавляют угли и ладан и отправляются во двор. Окуривают корову, теленка, причем со всех сторон, особенно стараются обработать вымя. При этом читают "Отче наш" и "Богородицу".

После молотьбы отмечали дома именины овина. Перед уходом домой кланялись овину в ноги и говорили "в море постоять, огня не видать, по колено стоять - воды не видать".


Отзывы и комментарии:

Происхождение домовых

Когда в древности стали люди дерзнули постичь тайну величия Бога и стали возводить для этого Вавилонскую башню, строители были наказаны смешением языков и перестали понимать друг друга. А главные их них были лишены образа и подобия своего и определены на вечные времена охранять воды, леса, горя, дома и прочие.

Кто в момент наказания находился дома – стал домовым, кто в горах – стал горным духом, в лесу – лесным.