Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь
Николо-Перервинский монастырь

Слово «перерва» означало раньше место, где река изменила течение, уйдя из старого заглохшего русла. За урочищем, лежащим напротив Коломенского на левобережье Москвы-реки, название Перерва закрепилось не случайно — пересохшие речные протоки здесь засыпали только в XIX в. В Перерве находится древний монастырь во имя Николая Чудотворца. Хотя документально Николо-Перервинская обитель упоминается только с 1623 г., есть основание считать, что здешний монастырь существовал за несколько веков до этого, называясь Никола Старый.

В конце XIV столетия Русская православная церковь оказалась расколотой, так как константинопольский патриарх утвердил для Руси сразу нескольких соперничавших между собой митрополитов; один из них жил в Москве, другой — в Киеве, третий подвизался в Константинополе. В 1389 г. умер московский митрополит Пимен. Чтобы прекратить церковную смуту, великий князь московский Василий Дмитриевич пригласил митрополита Киприана, руководившего православными приходами Великого княжества Литовского. В марте 1390 г. Василий Дмитриевич готовился встретить нового митрополита всея Руси у Москвы на Котле. Сам Киприан перед торжественной встречей остановился в Перерве и «облачился в святительский сан» в монастыре Николы Старого.

В 1401 г. Киприан вызвал в Москву архиепископа новгородского Иоанна, который оспаривал высшую власть митрополита, заточил «в наказание и смирение» в Перервинский монастырь. Церковный конфликт привел к войне между Великим Новгородом и Великим княжеством Московским. В решающей битве новгородцы одержали победу, и в 1404 г. Иоанн был отпущен на свободу.

А 4 апреля 1473 г. в Перерву бежал, спасаясь от страшного московского пожара, митрополит Филипп, который, кстати, много сделал для подчинения Новгорода Москве. Едва оправившись от пережитого потрясения, Филипп на следующий день возвратился на пепелище Кремля, отслужил молебен в глубокой печали и умер той же ночью.

Почти сто лет спустя из Москвы в Перерву удалился другой митрополит всея Руси Филипп II. Накануне, 22 марта 1568 г., он отказал в благословении Ивану Грозному и обвинил царя в казнях невинных людей. Осенью того же 1568 г. Филиппа лишат сана и сошлют в тверской Отрочь монастырь. В 1569 г., когда Иван Грозный шел через Тверь разорять Новгород, Филипп вновь отказал царю в благословении и был задушен Малютой Скуратовым.

В XVII в. Николо-Перервинский монастырь долго не мог оправиться после разорения в Смутное время. Все изменилось, когда в апреле 1649 г. «тихую пустынь» посетил царь Алексей Михайлович и пожертвовал значительную сумму на обустройство обители. Монастырь также получил земельные угодья и налоговые льготы. Отныне Перерва платила в Монастырский приказ только 67 копеек в год.

Забота Алексея Михайловича о перервинских монахах объяснялась тем, что от их монастыря открывался наиболее впечатляющий вид на любимую царскую резиденцию в Коломенском. Дорогу туда специально провели в обход, через Кожухово и Перерву, чтобы перед путниками постепенно открывалась великолепная панорама Коломенского дворца, возвышающегося на крутом правом берегу Москвы-реки.

Первоначально Николо-Перервинский монастырь стоял у самой воды, потом река отступила, и обитель окружили сады. В отличие от многих других подмосковных монастырей, Перервинскии долго оставался деревянным. Начало каменного строительства здесь связано с именем десятого патриарха московского и всея Руси Адриана.

Избранный патриархом в 1690 г. вопреки воле царя Петра Адриан твердо стоял за старые обычаи, выступал против иноземных нововведений. Не побоялся Адриан и явиться с иконой в руках в застенок, где Петр пытал стрельцов. Взбешенный пастырским призывом к милосердию царь выгнал патриарха вон. В знак молчаливого протеста Адриан переехал в Николо-Перервинский монастырь.

При Адриане деревянную ограду монастыря сменили каменные стены с северными Святыми и южными Водяными воротами. В юго-западном углу обители выстроили патриаршии палаты. У западной стены в 1696 г. заложили двухъярусный храм Николая Чудотворца с нижней церковью во имя Сергия Радонежского. Вокруг храма была построена крытая галерея-паперть, соединившая собор с возведенной рядом трехъярусной колокольней. В ее нижнем ярусе устроили еще одну церковь — Успения Богородицы. Колокольню украшали четыре ряда изразцов с изображениями серафимов.

Особенностью Перервинского монастыря было то, что над ним звучала не мелодия колокола, а звон била. Била, или клепала — особые железные доски, которыми пользовались, пока не научились лить колокола. Вновь о билах вспомнили, когда Петру срочно понадобилась медь для пушек. С церквей снимали колокола, а взамен присылались била, украшенные петровским вензелем. На колокольне Никольского собора в Перерве била находились как память об освящении храма в год начала Северной войны.

15 октября 1700 г. в Николо-Перервинской обители умер патриарх Адриан. Его смерть означала конец целой эпохи в истории русской церкви. Отныне и до 1917 г. избрание нового патриарха не допускалось, управление церковными делами взяло на себя государство. Впрочем, это не помешало дальнейшему процветанию Перервинского монастыря.

Большой приток средств в монастырскую казну шел за счет принадлежавших обители часовен в «бойких местах» Москвы. В часовнях отправляли обряды, собирали пожертвования, торговали монашеским рукоделием. В 1695 г. перервинцы получили участок у Сухаревой башни под строительство часовни, потом свои часовни монастырь обустроил у Серпуховских и Калужских ворот, а также в деревне Выхино под Москвой. Эти часовни давали в начале XVIII в. 215 рублей ежегодного дохода.

Значительные доходы и богатые пожертвования шли на дальнейшее обустройство Николо-Перервинского монастыря. В 1733-1735 гг. над его Водяными воротами построили церковь Толгской иконы Божьей Матери. Эта церковь с овальными окнами в фигурном обрамлении и раковинами в наличниках обозначила переход московских зодчих к архитектурной манере европейского барокко.

Есть сведения, что в Перерве работал знаменитый Бартоломео Растрелли в начале своей блистательной карьеры. Будущий создатель Зимнего дворца занимался оформлением интерьера перервинской церкви Успения Богородицы. Церковь в нижнем ярусе монастырской колокольни украсили великолепные росписи и золоченая лепнина, за что ее прозвали «золотой комнатой». Интерьер второго яруса храма Николая Чудотворца был расписан картинами из «Житий святых».

Кроме монастыря, в Перерве находилась слобода, где жили работавшие на обитель крестьяне. В 1700 г. слободу составляли всего 14 дворов. К середине XVIII в. Перервинскому монастырю принадлежало уже 114 крестьян. Однако в результате проведенной в 1762-1764 гг. секуляризации церковных земель монастырские крестьяне были переданы в ведение специальной Коллегии экономии.

За отобранные земли и крестьян монастыри получали от государства содержание в соответствии с классом. При аттестации монастырей в феврале 1764 г. Николо-Перервинский оказался за штатом, то есть не получал никакой субсидии от государства. Однако, несмотря на «заштатный» статус, монастырь в Перерве по своему положению не уступал иным московским первоклассным монастырям.

Во многом перервиниам помогало покровительство московского митрополита Платона. Из бедных учеников духовной академии Платон выбился в придворные священнослужители, стал воспитателем наследника престола Павла Петровича. Потом, когда Павел станет императором, Платон добьется возвращения Николо-Перервинскому монастырю некоторых земель.

Пока же Платон сделал Перерву своей загородной резиденцией, по соседству с летними усадьбами Екатерины II в Коломенском и Царицыне. Несколько раз митрополит принимал императрицу в Перервинской обители. Платон заслужил симпатию Екатерины ревностным отношением к развитию духовного просвещения. Перерва постепенно становилась важным центром богословского образования. В 1775 г. открылась Перервинская семинария с общежитием для бедных учеников. В 1814 г. располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре в центре Москвы старинная Славяно-греко-латинская академия была реорганизована. Старшие классы перевели в Троице-Сергиеву лавру и стали называть Московской Духовной академией. Младшие же классы переехали в Перерву. Перервинская семинария превратилась в Московскую. В 1824 г. семинарию в Перерве преобразовали в Московское уездное духовное училище. Среди его учеников 100 содержались за казенный счет, еще за 150 платила Перервинская обитель.

В 1834-1836 гг. под руководством архитектора М.И. Бове были перестроены или построены вновь многочисленные жилые и хозяйственные постройки Николо-Перервинского монастыря. У старых патриарших палат, где прожил последние годы жизни епископ Енисейский Никодим, по его посмертной воле была сооружена небольшая келейная церковь во имя святого Никодима.

Хотя в середине XIX в. Николо-Перервинский монастырь уступил доходные часовни у Серпуховских и Калужских ворот Москвы Ферапонтову и Лужецкому монастырям, у обители оставалось достаточно средств для широкой благотворительности. В 1861 г. решением перервинской братии было пожертвовано 196 тысяч рублей, в том числе 150 тысяч — на содержание воспитанников духовных учебных заведений, 25 тысяч — на попечение бедных духовного звания, 10 тысяч — на покупку книг для Московской духовной академии.

Кроме того, перервинские монахи оказывали денежную помощь Спасо-Вифаниевскому монастырю и его семинарии, приюту для престарелых, погорельцам. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. обитель в Перерве организовала в своих помещениях госпиталь для раненых солдат. Николо-Перервинский монастырь выстроил у себя здание училища для глухонемых мальчиков за 110 тысяч рублей и еще 400 тысяч положил на банковский счет училища под проценты. Воспитанники училища все восемь лет обучения находились на полном обеспечении Перервинской обители.

В конце XIX в. на проходившей через Перерву железной дороге Курского направления открыли одноименную станцию. Благодаря удобству сообщения с Москвой эти места стали привлекательными для многочисленных дачников. Кроме старинной монастырской Перервинской слободы выросла дачная Слобода Перерва.

Летом 1881 г. в Перерве снял дачу художник Василий Суриков. Как-то холодным днем, войдя в дом, он увидел жену, которая, закутавшись в платок, читала вслух озябшим детям. Вид родных, сбившихся за столом в полутемной низкой комнате, вызвал у художника ассоциацию с семьей ссыльного Меньшикова, образ которого он обдумывал. Так у Сурикова родился замысел картины «Меньшиков в Березове».

В 1904 г. у восточной стены монастыря началось строительство огромного собора Иверской Божьей Матери. Освяшение храма состоялось 8 сентября 1908 г. Митрополит московский Владимир прошел во главе крестного хода от часовни Иверской Божьей Матери у Воскресенских ворот к новому собору Иверской Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря.

Строительство обошлось в полмиллиона рублей. Способный принять под свои своды 3 тысячи человек пятиглавый храм был создан по проекту П.А. Виноградова в русско-византийском стиле. Иконы для иконостаса писал художник В.П. Гурьянов. Помимо главного престола Иверской Богородицы в соборе был придел святого князя Владимира.

Николо-Перервинский монастырь был закрыт в начале 1920-х гг. В церквах и монастырских зданиях разместились государственные учреждения, а потом и предприятия. Колокольню разобрали, а оба собора приспособили под производственные цеха. Сама Перерва стала в 1930-е гг. одной из ударных строек. Речь шла о сооружении здесь плотины, которая должна была поднять уровень Москвы-реки на 2-3 метра и сделать ее судоходной в пределах столицы.

Первая плотина была сооружена в Перерве еше в 1870-х гг. Теперь ее сломали и ввели в 1935 г. в эксплуатацию Перервинский гидроузел: семипролетную плотину с двумя шлюзами и гидроэлектростанцию, обеспечивающую энергией насосные станции канала имени Москвы.

В 1939 г. поселок Перерва, объединивший обе перервинские слободы и железнодорожную станцию, был включен в состав города Люблино. Вместе с Люблино Перерва была присоединена к Москве в 1960 г. С конца 1970-х гг. началась реставрация Николаевского собора Перервинского монастыря, в 1982 г. на нем восстановили главу и крест. В Иверском соборе находился цех завода пластмассовой игрушки, а потом НИИ металлорежущих станков.

С 1991 г. в Перервинском монастыре вновь стало проводиться богослужение. С 1993 г. весь комплекс монастыря был возвращен Русской православной церкви. 9 июня 1994 г. патриарх Алексий II торжественно освятил собор святого Николая Чудотворца. Сейчас в Перерве действует духовное училище, работают высшие богословские курсы и воскресная школа для детей и взрослых.