Пасьянсы

Старинные пасьянсы

Пасьянсные карты

Немногие сегодня знают, что гадальными картами нельзя играть в азартные, коммерческие игры. Нельзя ими играть даже в безобидного дурака. Гадальные карты предназначены только для гадания, так же, как и пасьянсные карты предназначены только для пасьянсов.

Ведь на любой старинный пасьянс можно загадать желание, которое сбывается в случае успешного исхода пасьянса.

А каждый сложившийся пасьянс независимо оттого, загадали ли вы желание или нет, предсказывает удачу в ваших делах, свидетельствует о везении.

Поэтому в старые времена сложился и особый ритуал мытья карт, который приобщал пасьянсные карты к живой природе.

Карты для мытья выкладываются на доске и выставляются под дождь.

Дождь, согласно поверью, смывает лоск, мешающий успешному раскладыванию пасьянсов.

Только следите за тем, чтобы карты во время мытья не раскисли, вовремя переверните их на другую сторону.

После мытья высушивайте карты, выложив их на бумагу, но высушивайте их подальше от источников тепла и не выкладывайте их на солнце, так как карты могут покоробиться.

Пасьянс "Калейдоскоп"

Стасовав колоду в 32 карты как можно лучше (это непременное условие в этом незамысловатом пасьянсе), кладут на стол четыре карты одну возле другой и, выложив таким образом первый ряд, смотрят, нет ли в нем парных карт. Масти здесь не имеют никакого значения.

Например, выложенные карты: король, семерка, туз и семерка. Вторую семерку кладут на первую и ее пустое место не закладывают другою картой, а сверх этого первого ряда кладут еще ряд и опять смотрят, нет ли пар, которые точно так же складывают.

Таким образом продолжают помещать карты и собирать пары в одну кучку, пока вся колода не выйдет. Тогда, собрав осторожно все четыре кучки в одну колоду, стараясь не повредить порядок карт, и притом так, чтобы первая кучка была наверху, снова раскладывают ряд в четыре карты, снова соединяют пары, если же случится, что рядом лягут четыре равные карты, их выбрасывают вовсе из пасьянса и продолжают раскладывать карты по кучкам.

Каждый раз, как лягут на кучках четыре равные карты, их выбрасывают, уменьшая тем самым колоду и увеличивая шансы выигрыша пасьянса. Чтобы считать его оконченным, должны все карты, в виде четырех парных, быть выброшены на стол.

Если же в два оборота колоды не сошлось ни одной двойной пары и между тремя парными постоянно замешивалась четвертая посторонняя, — пасьянс заколодило, и выйти он не может.

Пасьянс "Сплетение"

Кто любит пасьянсы, основанные на соображении, тем рекомендуется пасьянс "Сплетение", как игра, способная занять воображение и память.

Прежде всего отбирают тузов и кладут их особо, один возле другого, потом колоду тщательно тасуют и раскладывают всю отдельными кучками, в три карты каждая кучка.

Эти три карты располагаются веером так, что они лежат несколько одна на другой, но раскинутые.

Когда вся колода таким образом разложена на столе, то необходимо внимательно осмотреть все верхние карты в кучках (карты, лежащие крайними справа). Если среди верхних карт найдутся шестерки, то они выкладываются на тузы по мастям. За шестерками на тузы необходимо выложить карты, нарастающие по значению. Но нельзя брать карты, которые не лежат крайними справа и не являются открытыми. Для того, чтобы освободить нужные карты, необходимо переместить мешающую карту на свободные места, но только при условии, что перемещающаяся карта кладется рядом с картой, которая по значению ниже на одну ступень. Например, перемещающаяся дама кладется на валета независимо от масти, валет кладется только на десятку, десятка — на девятку и т. д. Причем, количество карт в разложенных кучках ни в коем случае не должно превышать трех. Освободившиеся карты перекладываются на тузы в восходящем порядке; карты, закрывающие необходимые вам, перемещаются по нисходящей линии. Поэтому этот пасьянс и приобрел название «сплетение». Он сильно отличается от машинальных пасьянсов и требует глубоко продумывать перемещение карт на несколько ходов вперед. Игроку предстоит тяжелая умственная работа, чтобы все карты выложить на тузы по мастям, не заложив нужной карты, не запутав пасьянс неловким ходом. Вообще, если между верхними картами встречаются короли, то мало надежды на счастливый исход.

Пасьянс этот раскладывают трижды, но при счастливом расположении карт он выходит и в один раз. И если вы загадали на пасьянс желание, то при счастливом исходе в один расклад он непременно исполнится. Этот пасьянс в дореволюционные времена пользовался самой большой популярностью и продолжает быть очень заразительным и сегодня.

Примечание.

В некоторых регионах России в старые времена этот пасьянс назывался «Тройка» и имел некоторые различия. Например, перемещающиеся среди кучек карты выкладывались не по нисходящей линии, а только на соответствующие по значению. Так играть несколько легче, так как можно перемещать королей, которые при неудачном раскладе останавливают игру в «Сплетении».

Еще более облегчает игру, если тузы выложить наверх не заранее, а разложить их при раскладе всех карт по три среди других. После этого тузы изымаются из кучек и выкладываются наверх. Таким образом, получается несколько свободных гнезд, и перемещение карт происходит гораздо легче. Попробуйте играть по нескольким вариантам.

Пасьянс "Большой парад"

Раскладывают на столе десять карт в ряд и таких рядов делают пять, т. е. помещают 50 карт, а две оставшиеся откладывают закрытыми в сторону. Это карты запасные. Тогда, начиная с пятого, т. е. нижнего ряда, игрок снимает парные карты, например, две дамы, две пятерки и т. д., а когда случайно пар не найдется, должно прибегнуть к запасным картам и открывать их поочередно.

Понятно, что пасьянс считается удавшимся, когда вся колода вышла парами.

Пасьянс "Гарем"

Для этого пасьянса нужна колода в 32 карты, но из нее еще вынимают королей, которые не участвуют в этой игре. Стасовав карты как следует, кладут на стол четыре карты, одну возле другой. Если между ними есть туз, то его располагают выше первой карты. На эти четыре карты постепенно раскладывают всю колоду, выделяя из нее тузы, по мере того, как они выходят, а на тузы — семерки, восьмерки и пр. до дамы, которая заключает кучку. Нужно заметить, что на туза можно класть только карты, выходящие вертикально в том ряду, во главе которого этот туз стоит. Разложив всю колоду и сняв подходящие карты, колоду снова собирают, начиная с первой кучки, и, не нарушая порядка карт, снова раскладывают. Это возобновляется три раза, и пасьянс считается вышедшим, когда на всех тузах дамы, т. е. гарем в полном составе.

Пасьянс "Говоруны"

Самый простой, односложный и вполне машинальный пасьянс. Колоду в 32 карты выкладывают на стол — карту за картой, постоянно приговаривая: туз, семерка, восьмерка, девятка и т. д., до короля включительно, а после него снова начинают с туза. Если во время этого перечисления и выкладывания карт встретится карта, соответствующая своим значением карте, названной в ту минуту, то вы отбросьте ее, и, не нарушая порядка, продолжайте перечисление. Это повторяется, так же как в калейдоскопе, бесчисленное множество раз, пока или все карты выйдут из колоды, или заколодит их так, что вовсе перестанут выходить. В этом последнем случае позволяется прибегнуть один раз к маленькой хитрости и, вынув первую карту снизу, положить ее на верх колоды, что тотчас переменит порядок карт.

Пасьянс "Головоломка"

Само название уже достаточно показывает, что этот пасьянс, с виду весьма незатейливый, не принадлежит, однако, к разряд машинальных. Из колоды в 52 карты выделяют девять карт, начиная с туза, двойки, тройки и кончая девяткой. Эти девять карт, перемешав старательно, раскладывают в три ряда по три карты в каждом ряду, но должно уложить их так, чтобы со всех четырех сторон три карты заключали число пятнадцать, и при этом правила этого пасьянса допускают перекладывать карты сколь угодно, лишь бы достигнуть желаемой цели.

Пасьянс "Идиллия"

На стол кладут пять кучек, состоящих каждая из пяти карт, что составляет 25 карт, а остальные 27 оставляют на запасной магазин, из которого вынимают тузов и королей и раскладывают их внизу и вверху означенных кучек, если в 27 картах недостает какого-нибудь туза или короля, и, следовательно, он находится в одной из кучек, то должно оставить для него место. Из кучки в 27 карт можно произвольно вынимать все подходящие к королям и тузам по масти и по значению карты и класть их на места. Но с пяти кучек снимаются только верхние соответствующие карты.

Пасьянс "Насмешница"

Выберите масть, положим, хоть черви, и, стасовав хорошенько колоду в 32 карты, выкладывайте на стол по три карты за раз, наблюдая каждый раз, нет ли в этих трех картах червей, которые в этом случае необходимо откинуть. Это повторяется пять раз. Потом оставшиеся без червей карты и остатки колоды перетасовывают тщательно, снова выкладывают пять раз по три карты, снова отделяют черви, и, если все восемь червей еще не вышли, то можно стасовать еще раз, уже последний. Насмешницей назвали этот немудреный пасьянс потому, что, действительно, иногда избранная масть точно насмехается над терпением игрока и, скучившись в остальной колоде, только изредка появляется в трех картах.

Пасьянс "Незабудка"

Отсчитав четыре карты, кладут эту кучку открыто на стол. Это чашечка цветка, а кругом нее укладывают четыре карты, изображающие лепестки. Со средней кучки снимают верхнюю карту и кладут ее в сторону, для начала очередных кучек. Масти не соблюдаются. Положим, что верхняя карта была пятерка, а между лепестками есть шестерка. Ее кладут на пятерку и тотчас заменяют новой картой. Так продолжают увеличивать очередную кучку, наполняя ее соответствующими картами, то вынимая их из колоды, то пользуясь теми, которые окружают чашечку незабудки. Как только кучка дошла до последней карты, кучку эту откидывают в сторону, а со средней кучки снимают новую очередную карту и так же точно накладывают на нее подходящие карты. Это возобновляется четыре раза, так как в средней кучке было четыре карты, образовавшие четыре очередные кучки. Колода оборачивается трижды.

Пасьянс "Нищий"

Выкладываются на стол четыре карты рядом, и, если между ними случатся две одинаковые масти, на них кладут следующие из колоды две карты, которые, в свою очередь, могут открыть новую прореху бедного нищего, а добрый благотворитель прикроет их новыми заплатами. И таким образом постепенно укладывается вся колода на эти четыре кучки и, чтоб пасьянс вышел, должны масти мало-помалу сойти. Пасьянс этот очень редко выходит и тем самым многим нравится, так как он представляет собою нечто вроде умственной скачки с препятствиями.

Пасьянс "Эгоист"

Это, собственно, не пасьянс, а своего рода игра в карты без партнера, почему ее и называют эгоистом.

Стасовав колоду как можно тщательнее, сдают 3 карты себе, а три другие болвану и, открыв козыря, откладывают колоду в сторону крапом вверх. Игру болвана открывают веером, потом игрок ходит и заменяет скинутую карту новою, взятою из колоды. Если у болвана есть чем крыть, то он берет взятку, если же нет, он присоединяет ее к своим картам, а игрок снова ходит. Так игра продолжается, пока все карты побиты; если же у игрока или болвана остались карты, то, значит, пасьянс не вышел.

Пасьянс "Путешествие""

Перетасованная колода из 52 карт произвольно раскладывается на двенадцать стопок по четыре карты в каждой, рубашкой вверх. Стопки размещают в три ряда по четыре в каждом и мысленно нумеруются по следующему принципу; первая стопка находится в верхнем левом углу, двенадцатая - в нижнем правом.

Оставшиеся четыре карты откладываются сбоку в отдельную стопку.

Цель пасьянса - разложить открываемые карты в стопки по их значениям (масть в расчет не принимается). Тузы должны оказаться в первой стопке, двойки во второй и так далее по нарастающей. Дамы должны попасть в двенадцатую стопку, а вот короли отбрасываются - для них стопки нет.

В начале пасьянса открываете верхнюю карту в отложенной ранее при раздаче отдельной стопке, смотрите значение и кладете открытую карту под основную стопку с соответствующим номером. Например, шестерка ляжет под стопку номер шесть, а валет пойдет под одиннадцатую стопку. После этого открываете верхнюю карту стопки, под которой была помещена карта, и также перемещаете ее под стопку с порядковым номером, соответствующим достоинству карты.

Если при раскладке пасьянса откроется король, игровой цикл будет прерван. Необходимо снова взять очередную карту из отдельной боковой стопки и продолжить.

Пасьянс сойдется, когда все открытые карты будут находится на своих местах. Но если все боковые карты уже открыты, а двенадцать стопок полностью не разложены по порядку - пасьянс не сложился. Можно попытаться еще раз.

Пасьянс по этому принципу можно смоделировать и для колоды из 36 карт, но тогда получится только восемь основных стопок. Первая - для тузов, вторая - для шестерок и так далее.

Иногда при раскладке пасьянса карты попадают сразу в нужную стопку. Если в конце пасьянса неоткрытыми остались одна-две карты, надо проверить - может они находятся на своих местах.