Саввино–Сторожевский монастырь

В километре от древнего укрепленного звенигородского городка, где в 14 веке располагался дворец князя Юрия Звенигородского (не сохранился), и белокаменный Успенский собор (1417 – 1422гг.), дошедший до нашего времени, в конце 14 в. был основан Саввино–Сторожевский монастырь. Основателем монастыря был ученик Сергия Радонежского преподобный Савва, заложивший монастырь на вершине горы Сторожа. Монастырь должен был служить форпостом на подступах к резиденции князя Юрия и был наделен богатыми сельскохозяйственными угодьями и разными льготами.

На средства Юрия Звенигородского в монастыре строится белокаменный, крестовокупольный, четырехстолпный, одноглавый собор Рождества Богородицы (1405г.).

собор Рождества Богородицы
Саввино–Сторожевский монастырь собор Рождества Богородицы

Собор был украшен в традициях владимирского зодчества: фасады, верхняя часть апсид, барабан главы опоясаны трехчастными резными белокаменными поясами. Порталы перспективные с килевидным завершением. Килевидная тема продолжается в завершениях декоративных кокошниках верха собора, основания его барабана. Фасады храма расчленены узкими лопатками на три разной ширины прясла, также заканчивающимися килевидными закомарами. Узкие окна размещены неравномерно: в средних пряслах – в верхней части, в боковых – в нижней. Все эти детали придают собору исключительную живописность. Внутри собор был расписан фресками мастерами школы Андрея Рублева. Позднее эти фрески были уничтожены и заменены новой росписью.

В 50 – е годы 17 века Саввино–Сторожевский монастырь становится царской резиденцией, в нем начинается интенсивное строительство. С западной и южной сторон к собору пристраиваются крытая галерея, небольшой придел, ризница. Монастырь окружается каменными крепостными стенами с башнями, крытыми шатрами (1650 – 1654гг.). Башню над главным въездом в монастырь благодаря ее нарядному убранству стали называть Красной. Руководил всеми строительными работами русский зодчий И. М. Шарутин. В 18 в.деревянные шатры крепостных башен были разобраны и заменены железными фигурными покрытиями, сохранившимися до наших дней. В настоящее время восстановлен лишь деревянный шатер со «смотрильней» на Красной башне.

Саввино–Сторожевский монастырь
Саввино–Сторожевский монастырь шатровая Троицкая церковь, за ней Красная башня с восстановленным шатром и "смотрильней"

Красная башня внутренним двориком соединена с Троицкой церковью (1652г.), выстроенной тем же зодчим И.М.Шарутиным. Шатер Троицкой церкви – один из последних шатров древнерусского церковного зодчества, официально разрешенных. Вскоре появляется запрет патриарха Никона на шатровые завершения храмов. В высоком подклете Троицкой церкви устроена парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь. По мере подъема по этой лестнице путнику постепенно раскрывается вид на белокаменный собор Рождества Богородицы, стоящий на площади.

Саввино–Сторожевский монастырь
Саввино–Сторожевский монастырь лестница в подклете Троицкой церкви

В те же годы в монастыре велось обширное каменное дворцовое строительство. С западной стороны, вдоль крепостной стены протянулся дворец царя Алексея Михайловича.

палаты царя Алексея Михайловича
Саввино–Сторожевский монастырь палаты царя Алексея Михайловича
палаты царя Алексея Михайловича
Саввино–Сторожевский монастырь палаты царя Алексея Михайловича

С восточной стороны от собора, вдоль восточной стены монастыря были построены палаты для первой жены царя Марии Ильиничны Милославской. Оба дворца внутри имели анфиладную планировку помещений со сводчатыми потолками.

палаты царицы
Саввино–Сторожевский монастырь палаты царицы

В 1655 – 1654гг – на высоком белокаменном подклете построена большая столовая палата, служившая для парадных царских приемов. Тогда же была сооружена высокая трехшатровая звонница с часовой башенкой и открытой наружной лестницей.

трехшатровая звонница
Саввино–Сторожевский монастырь трехшатровая звонница

Саввино–Сторожевский монастырь замечательный памятник русской архитектуры 15 и 17 вв. Талантливый зодчий И.М. Шарутин удивительным образом объединил эти разновременные постройки как бы дополняющие друг друга, создав единый уникальный ансамбль.