Троица

Троица

Праздник во имя Троицы был введен в церковную практику великим деятелем Русской земли святым Сергием Радонежским в начале XV века. Воплощенная в празднике идея триединой сущности Бога-Отца, Сына и Святого Духа для Сергия Радонежского и его сподвижников соотносилась с идеей единения Руси в борьбе против иноземного ига. Но Троица стала популярной не только из-за патриотической идеи, а потому, что была установлена на время, совпадавшее с древними семицкими празднествами. Старый языческий Семик был посвящен культу предков и почитанию растительных сил.

Во время Семика жилища украшали ветками дуба, липы, рябины, осины и обязательно березой, так как, по древнейшим верованиям восточных славян считалось, что в ветках березы обитают русалки - то мстительные, то добрые олицетворения растительного мира, Не исключено, что в основе этого представления лежат еще более древние верования, по которым одно из восточнославянских племен считало берегу своим предком-покровителем.

Седьмая неделя после Пасхи в народе именовалась русальной, семиком, зеленой, задушной, поминальной. Среди обычаев особую роль играют поминальные. Причем исключительное место в Семик отводилось традициям с "заложными" покойниками, то есть людьми, умершими не своей, "напрасною", смертью. Этих несчастных, погибших без покаяния и не разысканных своими родственниками, свозили в специальные убогие дома, называвшиеся также скудельниками, буйвищами, гноищами, И вот, прежде чем идти на семицкое гулянье, русские люди с заранее приготовленными саванами, гробами, холстами и полотнами шли в убогие дома, там извлекали из ямника умерших, одевали их в саваны, рыли могилы, хоронили.

Лишь свершив это богоугодное дело, справляли Семик. Для семицкого пиршества красили желтые яйца, затирали хлеб, пахтали масло, варили липец (мед), брагу и бузу - старинный напиток из гречневой муки. Готовили также перепечи, караваи, сдобники, драчену и яичню, жарили сочни и сырники.. Все это делали вскладчину, а пир устраивали в поле или лесу.

Семик широко отмечался и в XIX веке: девицы наряжались в лучшие костюмы и с запасом яиц, лепешек, зерен шли завивать венки на березке. Подружки, завивая березку, кумились - целовались около березки и обменивались бусами или колечками, лентами, иногда крестиками. На Троицу или Духов день березку развивали, то есть расплетали березовые косички, снимали с нее ленты, а затем плели себе венки и с песнями пускали их по воде, загадывая о будущем, о своих женихах, о счастье и несчастье.

Среди народных троицких обычаев особое значение имело почитание растительных сил природы. И сейчас на Троицу мы украшаем наше жилище свежей травой, цветами, ветками березы, липы, рябины. Для хорошего самочувствия людей считается полезным разложить во всех углах жилья пучки полыни и чабреца, запах которых оберегает человека "от злых сил".

Было принято идти к Троицкой службе с букетами цветов и зелеными ветками. В стихотворении Сергея Есенина "Троицыно утро, утренний канон" есть строка: "Я пойду к обедне плакать на цветы". Этот троицкий обычай и сейчас сохраняется в рязанских селениях. Например, в Михайловском районе верующие идут к вечерне с травой, становятся на колени и, прижав ее к лицу, плачут. Смысл обряда скорее связан с нравственными представлениями русских людей.

Об этом рассказывает одна из публикаций 1867 года во "Владимирских губернских ведомостях"; шуйские жители в Троицын день собирали цветы и ходили с ними в церковь "за литургию", где во время молебна "раскаиваются тайно в своих грехах со слезами", оплакивая при этом каждый листок на принесенных цветах. Троица - это время набирающего о цветении силу растительного мира. Перед нами пример редкого единения человека с природой.

Из игр, разыгрывавшихся в Троицын день, были популярны хороводы и такие, как "Похороны Костромы", "Похороны Лады или "князя". Игра сопровождалась песней, в которой рассказываются перипетии игры. Сами поющие разыгрывали целое представление; "Кострома" или "Лада" занемогла, умирает, ее несут хоронить. В итоге, например, Кострома оживает и бросается ловить кого-либо из играющих. До сих пор в закубанских станицах помнят и о другой троицкой игре - "Крещение", или "Похороны кукушки", которую дополняло кумовство девушек через березовые венки. Суть игры: компания девушек и молодок делала куклу-кукушку, шла в лес и "крестила" ее, а затем хоронила. "Окрестить" кукушку значило для девушек покумиться. Корни обряда - в древних посвятительных обычаях, целью которых было принять повзрослевших за зиму девочек в возрастную группу девушек-невест.

Схожие развлечения были и в городах. Императрицы Елизавета и Екатерина любили смотреть в ямских слободах на семицкие и троицкие хороводы и раздавали при этом подарки: девушкам — серьги, бусы, ленты; молодцам - запонки, платки, кушаки. Императрица Елизавета, будучи великой княжной, и сама участвовала в хороводах.

Это лишь малая толика тех разнообразных обрядов и обычаев, которыми сопровождалась Троицкая неделя. Примечательно, что старый праздник начинался с поминовения и заботы об умерших предках. Помянуты родители - значит душа чиста пред памятью о них. Старшие гостевались, смотрели хороводы и игры молодежи и вместе с девушками и парнями от души веселились.